Дом Обрабстроя и архитектура рационализма в новом выпуске подкаста “Ключ от города”

Запись от:admin Опубликовано:Мар 24,2021

Гость нашего нового выпуска подкаста “Ключ от города” — Александр Дуднев, основатель проекта “1931”. Он поделился с нами историей дома Обрабстроя, в котором он купил и отремонтировал квартиру, а также рассказал об архитектуре рационализма и ее отличии от конструктивизма, о процессе получения статуса памятника архитектуры и многом другом.

Дом кооператива “Обрабстрой”, расположенный по адресу Басманный туп., 10/12, выделялся не только своим сложным названием, но и размерами. На момент строительства это было самое высокое конструктивистское здание в Москве — в нем целых девять этажей. Это был дом переходного типа, поэтому он вмещал не только полноценные квартиры, но и ячейки с общественными кухнями и санузлами. Кроме того, как и полагалось коммунам, имел встроенную инфраструктуру: прачечную, физкультурный зал и детский сад с прогулочной зоной на крыше.

Дом был построен в 1931 году кооперативом “Обрабстрой”, который расшифровывался как “Объединенное рабочее строительство” и объединял профсоюзы различных предприятий Бауманского района.

Может быть интересноКнига о доме Обрабстроя в Басманном тупике

Дом обычно приписывают конструктивистам, но точнее будет отнести его к рационализму. Поскольку представители направления считали архитектуру искусством и полагали, что она, помимо своей эстетической функции, должна оказывать влияние на пространство и разум (от латинского ratio и пошло название “рационализм”).

Яркий образец рационализма — станция метро “Красные Ворота” — ее павильон в виде сужающихся колец словно затягивает прохожих в тоннель и создает динамику. У дома Обрабстроя тоже чувствуется движение — сооружение стоит параллельно железной дороге, и если ехать по ней, то сначала взгляду открывается длинный монотонный фасад, который вдруг резко прерывается высокой башенкой с центральным лестничным пролетом, а затем снова продолжается лаконичный фасад. “В архитектуре рационалистов всегда можно проследить эмоциональное воздействие”, — говорит Александр.

Автора дома долго не могли установить. Было известно, что это В. Кильдишев — именно так подписывались документы, — но архитекторов с такими инициалами было два: братья Василий и Владимир Кильдишевы. Чтобы выяснять, что это именно Василий, команде “1931” пришлось сравнивать подписи — те, что были на проекте дома, и те, что остались в школе ВХУТЕМАС.

Квартира в доме Обрабстроя. Фото: Алексей Народицкий.

В доме, помимо сложного фасада, еще и непростая техническая оснащенность — например, башня на крыше здания не декоративная, там расположен большой бак, который раньше наполняли водой. Она могла пригодиться в случае пожара, поскольку пожарным добраться до верхних этажей тогда было невозможно. Кроме того, согласно проекту, в подвале хотели расположить отдельные комнаты для овощей, которые поставлять на верхний этаж должен был специальный лифт. Столовая наверху, правда, так и не заработала — вместо нее открылся детский сад. Тем не менее в подвалах сохранились печи котельной, которые отапливали дом, — их во время капремонта бережно законсервировали.

Квартира в доме Обрабстроя. Фото: Алексей Народицкий.

Также слушайте в нашем новом выпуске подкаста “Ключ от города”:

— как удалось получить статус памятника архитектуры;

— как прошел капремонт в объекте культурного наследия;

— как происходила борьба с РЖД против расширения путей;

— о популярности дома Обрабстроя и продаже квартир;

— о квартире с аутентичной атмосферой 1930-х годов;

— о планах проекта “1931” и многом другом.

Квартира с аутентичной атмосферой 30-х годов в Москве. Фото: Сергей Красюк.


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.

ОТВЕТИТЬ

    Октябрь 2021
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031