Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Запись от:admin Опубликовано:Сен 17,2021

10 Августа 2021 — 24 Октября 2021.Москва

До 24 октября в Музее Москвы работает выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», которая рассказывает, как технологическая революция вдохновляла на поиски нового художественного языка художников, режиссеров, писателей, скульпторов и, конечно же, архитекторов. Идея электрификации повлияла на весь ход развития архитектурной практики авангарда. О проектах передовых архитекторов-конструктивистов специально для AD рассказала Юлия Шуленина, консультант выставки, историк архитектуры НИУ ВШЭ и сотрудник музея Мосэнерго и энергетики Москвы.

Над проектами будущих электростанций в дореволюционное время архитекторы работали отдельно от инженеров, что часто влияло на длительность эксплуатации объекта. Например, Георгиевская — первая электростанция в Москве — проработала всего 11 лет. Ее пришлось закрыть из-за сложностей с расширением станции и установкой нового оборудования — помещения для этого были не предназначены. Также отсутствовал близкий источник воды, необходимый для работы станции.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Раздел "Станции".Фото с выставки.

Радиус передачи электроэнергии в те годы был не более километра, поэтому первые станции возводили в центре города рядом с основными потребителями, в первую очередь рядом с Кремлём. Одноэтажную электростанцию из красного кирпича построили в 1888 году на месте женского Георгиевского монастыря XV века на углу Георгиевского переулка и Большой Дмитровки (сейчас здесь находится "Новый Манеж"). Только дымовая труба выдавала настоящее назначение постройки.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Георгиевская электростанция. Архив Музея Мосэнерго и энергетики Москвы.

Архитектор станции Владимир Шер до этого работал над надстройкой жилого корпуса Заиконоспасского монастыря и строительством жилого дома Синодального училища церковного пения. Георгиевская электростанция была спроектирована им в стиле, актуальном для того исторического периода — "неорусском". Электростанцию украшали кокошники на бочковидных пилонах, ширинки (квадратные углубления на поверхности стены, напоминающие кессоны) на углах башен, сухарики и поребрики в оформлении оконных и дверных проемов.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Котельная ГЭС-1. Архив Музея Мосэнерго и энергетики Москвы.

В следующих дореволюционных проектах (ГЭС-1 и ГЭС-2) больше внимания стали уделять технологической составляющей. На примере Трамвайной станции (другое название — ГЭС-2), введенной в эксплуатацию в 1907 году в Москве, можно увидеть развитие основополагающих принципов индустриальной архитектуры: проектировались большие машинные залы под оборудование, которое требовалось для работы промышленного объекта. Декор также гармонично сосуществовал с окружающей застройкой — в облике здания угадываются элементы Кремля и Храма Христа Спасителя.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Котельная ГЭС-1. Архив Музея Мосэнерго и энергетики Москвы.

Электрификация и храмы молний

С утверждения плана ГОЭЛРО в 1921 году начинается новая веха промышленного строительства и развития архитектурной мысли. Электрификация становится одной из важных ветвей идеологии нового государства. Электричество как бы заменяет религию, и одной из задач архитекторов становится выражение этих изменений в промышленном строительстве через новый архитектурный язык. Теперь в композиции электростанции им нужно показать самодостаточность и функциональное назначение постройки, подчеркнув прогрессивные идеи электрификации с помощью нового функционального метода. Архитекторы начинают создавать творческие коллективы вместе с инженерами. В новых объектах появляются большие цеха, большее внимание уделяется условиям труда. Электростанция теперь объединяет комплекс сооружений — главный корпус, подстанции, котельные и т.д.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Карта электрификации 1920 года. Фото с выставки.

Архитектурная составляющая сращивалась с инженерной. Например, в 1924 году архитектор Иван Жолтовский спроектировал корпус котельной Раушской электростанции (другое название — ГЭС-1), который впоследствии запечатлел на фотографиях Александр Родченко. Фасад котельной представлен гранеными стеклянными эркерами, которые были созданы не ради эстетики, а исходя из требований техники безопасности. В случае аварии стекла выбиваются, в отличие от стен, которые от взрыва могут разрушить объекты внутри и снаружи здания.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Андрей Буров. Эскизы 1920-е. Музей архитектуры имени А.В. Щусева.

При строительстве начинают использовать новые материалы — железобетон, металл и стекло. От кирпича постепенно отказываются, что позволяет делать большие проемы и большие стеклянные перекрытия. Однако, задача архитекторов осложнялась общеполитической нестабильностью и тяжёлыми условиями экономической разрухи, поэтому в начале 1920-х годов первые станции еще строили из кирпича или других доступных материалов.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Шатурская электростанция. Архив Музея Мосэнерго и энергетики Москвы.

Первые реализованные проекты плана ГОЭЛРО — это Каширская и Шатурская электростанции. Архитекторы обращались к классическому архитектурному наследию, в котором черпали вдохновение для поиска нового выразительного языка архитектуры первых лет советской власти. "Малая Шатура", завершенная в 1920-м году, представляла собой небольшое краснокирпичное здание, образы которой были навеяны романской архитектурой.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

План Шатурского поселка, подпись справа — В.Дубовской, слева — Л.Веснин.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Леонид Веснин. Шатурская ГРЭС. Перспектива, 1919. Музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Каширская станция также сочетала в себе промышленный "кирпичный" стиль рубежа веков с классическими элементами. В "Красной газете" так описывали заработавшую в 1922 году станцию: "Турбинный зал… узкий, белый и высокий, весь щеголяет электрическим изяществом. Две черные турбины вытянулись своими причудливыми формами во всю его длину. Внизу помещение для трансформаторов. Это своего рода святая святых храма молнии".

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Каширская электростанция в день открытия. Архив Музея Мосэнерго и энергетики Москвы.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Монтаж оборудования Каширской электростанции, 1920-ые. Музей Мосэнерго и энергетики Москвы.

К 1930-м годам конструктивизм выходит на первый план. Именно в промышленном строительстве можно увидеть реализацию основных его принципов: отсутствие декора, геометризм, лаконичность архитектурных форм и монолитность внешнего облика. Задачей конструктивистов было показать функциональное назначение постройки. Не скрывать промышленный объект в существующем архитектурном ландшафте городов, а наоборот, подчеркнуть его актуальность, прогрессивность, значимость и соответствие эстетическим идеалам современности.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Алексей Кравченко. Подъемные краны, 1931.

Днепрогэс — главный символ конструктивизма

В 1920-е годы Днепрогэс проектировалась как самая мощная станция Европы. В 1930 году был объявлен конкурс архитектурных проектов главного корпуса, в котором приняли участие архитекторы противоборствующих творческих направлений: конструктивизма и неоренессансной школы. 11 января 1930 года архитектурный проект, созданный Виктором Весниным вместе с Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским, был признан лучшим, ознаменовав победу конструктивистов. В итоге был создан лаконичный и монолитный фасад с горизонтальными линиями окон.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Алексей Кравченко. Днепрострой, 1930-1931.

Виктор Веснин на обсуждении проектов Днепрогэса в 1927 году так описывал свою работу: "Я принадлежу к тому течению и к той группе, которая не считает возможным расчленить сооружение на архитектурную и инженерную части. Форма в данном случае является только следствием".

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Витрина Днепрогэс. Фото с выставки.

Электрические города-сады

В 1920—1930-е года электростанции строятся в неосвоенных районах в качестве градообразующих предприятий на местах добычи топлива. Вокруг электростанций возводятся поселки для работников, которые должны были решить проблему жилищного кризиса. Опыт проектирования первых рабочих поселков при электростанциях должен был стать основой для последующих градостроительных практик, поэтому к процессу были привлечены многие известные архитекторы. Например, в Шатуре над планом поселка по принципу "города-сада" и над проектированием электростанции, общественных и жилых сооружений трудились Леонид Веснин и Валентин Дубовской.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Фото с выставки.

Концепция "города-сада" подразумевала наличие развитого общественного центра, досуговых пространств, кварталов малоэтажных домов с отдельными участками, криволинейных улиц-аллей, озелененных площадей и скверов. Такой образ рабочего поселка сильно контрастировал с тем, что создавалось ранее. Антисанитарные условия, линейные улицы, отсутствие зданий культурного назначения и общественных зон — так выглядели обычные рабочие поселки в начале XX века, стремительно разрастающиеся по всей стране.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Фото с выставки.

Концепция "города-сада" к 1930-м годам трансформируется в так называемый "соцгород" (социалистический город), где промышленное предприятие становится центральным знаковым местом. Уже в 1922 году Отдел поселкового строительства и Бюро планировки и градостроения ВСНХ РСФСР раскритиковали проект поселка Каширской электростанции, так как "план поселка не имеет архитектурного центра, каким могло бы явиться здание электростанции". Так со временем в советском сознании формируется идеал трудового советского человека, жизнь которого концентрируется вокруг промышленного предприятия и ударного выполнения рабочих планов.

Храмы молний: как архитекторы-конструктивисты придумывали облик электростанций

Александр Родченко. Здание МоГЭС СССР, Москва. 1929 Мультимедиа Арт Музей.

Наследие архитекторов-конструктивистов

С конца XIX века индустриальная архитектура прошла большой путь, в котором нашли отражение эстетические принципы разных исторических эпох. Конструктивисты внесли большой вклад в осмысление образа электростанций, их места и роли в жизнедеятельности городов и поселков. Вместе с созданием новаторских проектов они проектировали быт будущего. Делая акцент на свойствах материала, показывая функциональное назначение сооружения, оформляя инфраструктуру вокруг индустриальных объектов, они постепенно создавали промышленную эстетику, которая сегодня признана культурным наследием нашей страны. Спустя столетие эти предприятия часто получают второе дыхание как туристические или культурные центры, наполняя новым смыслом проекты конструктивистов.

“Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО” в Музее Москвы


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.

ОТВЕТИТЬ

    Октябрь 2021
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031